В БНТУ состоялась итоговая коллегия Министерства образования Республики Беларусь

6 февраля на итоговой коллегии Министерства образования подвели результаты образовательной отрасли за 2018 год и утвердили планы на 2019 г. Мероприятие состоялось в Белорусском национальном техническом университете.

Говоря про систему высшего образования, Министр образования Игорь Карпенко отметил, что в высшей школе были обновлены учебные планы и программы для 2/3 специальностей.

«Стандарты сегодня будут формироваться по-другому, с ориентацией на национальную рамку квалификаций. Это документ, который будет разрабатываться работодателями, хозяйственными субъектами под эгидой Министерства труда и социальной защиты. Необходимо изучать потребности рынка труда и давать те квалификационные характеристики, которыми должен владеть современный специалист. Под рамки квалификаций будут создаваться новые стандарты, учебные планы и программы», — сказал Игорь Карпенко.

Сегодня рамки квалификации должны быть более мобильными и оперативно реагировать на рынок труда. Кроме того, в высшей школе переходят на практикоориентированную подготовку, когда практика для студентов организуется с первого курса.

В БНТУ состоялась итоговая коллегия Министерства образования Республики Беларусь

IMG_4273
IMG_4288
IMG_4358
IMG_4360
IMG_4362
IMG_4374
IMG_4382
IMG_4391
IMG_4425
IMG_4435

Игорь Карпенко подчеркнул, что важно перейти на сетевые формы взаимодействия, когда самое новое лабораторное, техническое оборудование находится в определенном учреждении образования (ресурсном центре), а им могут пользоваться все остальные учреждения образования. Это позволит сэкономить средства и более эффективно использовать оборудование.
Около 80 % специальностей в ВУЗах перешли на обучение сроком 4,5 года. Самые большие сроки обучения (5-6 лет) остались для более трудоемких специальностей – медицинских, для ядерной энергетики, высокотехнологичного производства. Работа по сокращению сроков обучения практически завершена. И сокращение не было механическим: сделали полное переформатирование учебных программ, планов. 
Министр отметил, что количество студентов сократилось. Сегодня в университетах страны учится 283 000 студентов (в 2011 году их было более, чем 400 000). Считается, что оптимальным для нашей страны является число 300 000 студентов. 
Игорь Карпенко обратил внимание, что количество приема в ВУЗы будут корректироваться в соответствии с потребностью государства в кадрах. Это затронет гуманитарные, юридические, экономические и иные специальности.

«Вместе с тем, мы планируем увеличить набор на ИТ-специальности, в том числе на платной форме обучения, потому что сегодня подготовленный айтишник может участвовать в развитии бизнес-среды в данной отрасли», — пояснил Министр.

В Министерстве образования считают, что даже когда на ИТ-специалистов не будет заказа со стороны государственных предприятий, айтишники смогут обеспечить самозанятость.

«Мы можем готовить их на платной основе для самостоятельного трудоустройства», — отметил Игорь Карпенко.

Кроме того, набор будет скорректирован с учетом модернизации ряда производств. На сегодня выстроена схема работы с профильными министерствами. В прошлом году Министерство образования провело ряд совместных коллегий с министерствами связи и информатизации, ЖКХ, архитектуры и строительства. В ближайшее время будет проведена совместная коллегия с министерством энергетики.

«Пора прекратить разговоры о несоответствии подготовки кадров потребностям экономики. Чтобы готовить необходимых специалистов, необходимо включаться в совместную работу. Система образования открыта для такого диалога», — подчеркнул Министр.

Принявший участие в работе коллегии Министерства образования Заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко обозначил пути повышения конкурентоспособности белорусских вузов. Вице-премьер подчеркнул, что задача повышения конкурентоспособности и качества должна стать приоритетной в работе профильного министерства.

«Сегодня становится очевидно, что государство должно вкладываться в те нужды, которые дают качественное образование. Распределительный принцип финансирования должен уходить в прошлое. Университеты должны конкурировать между собой за получение бюджетных средств».

Критериями для определения приоритетности бюджетного финансирования он назвал лидирующие позиции в рейтингах, научно-исследовательскую работу, развитие бизнес-инкубаторов технопарка, тесное сотрудничество с организациями и предприятиями, экспорт научно-технических разработок.


«Государственный бюджет не должен быть единственным донором в системе высшего образования. Необходимо перейти к многоканальному финансированию высшей школы. На поддержку вузов, оснащение лабораторий, финансирование научных исследований, оказание целевой поддержки одаренным и нуждающимся студентам, создание новых учебных программ и научных проектов необходимо привлекать инвестиции, средства инновационных фондов, спонсоров, развивать внебюджетную деятельность», — сказал Игорь Петришенко.
В БНТУ состоялась итоговая коллегия Министерства образования Республики Беларусь

Во время коллегии Вице-премьер затронул также тему развития среднего специального образования. Игорь Петришенко считает, что необходимо повышать конкурентоспособность специалистов со средним специальным образованием на рынке труда. Он поручил Министерству образования определиться с перспективами этого уровня образования с учетом сокращения сроков обучения на первой ступени высшего образования и достаточно большими цифрами приема в вузы. 
Кроме того, Заместитель Премьер-министра заявил, что белорусским вузам необходимо расширять обучение на иностранных языках, привлекать преподавателей ведущих иностранных университетов. Игорь Петришенко считает, что на развитие системы профессионального образования необходимо обратить более пристальное внимание. Сегодня белорусскую молодежь привлекают на обучение в Польшу, Литву, Чехию, предлагая различные преференции, в том числе обучение на английском языке с использованием самых современных технологий. Вице-премьер призвал ректоров вузов не быть сторонними наблюдателями процесса и исправлять ситуацию.

«Необходимо повышать конкурентоспособность и престижность профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования страны, выработать принципиально новые подходы к организации образовательного процесса, предусмотреть расширение подготовки на иностранных языках, привлечение преподавателей ведущих зарубежных университетов, опытных руководителей и специалистов-практиков наиболее успешных отечественных структур и организаций», — сказал Игорь Петришенко.

Он назвал это основной задачей на ближайшую перспективу. Правительство считает меры по наращиванию экспорта образовательных услуг недостаточно эффективными.

«Как и прежде, мы ориентированы в основном на среднеазиатские страны, ресурс которых небесконечен. По другим рынкам работа практически не ведется.  С другой стороны, иностранным студентам белорусские вузы предлагают, как правило, русскоязычные образовательные программы, что значительно ограничивает возможность белорусской системы высшего образования по диверсификации рынков».

Он поручил Минобразования сосредоточиться на поиске новых инструментов, которые позволят усилить конкурентные преимущества белорусских учебных учреждений. Кроме того, были даны поручения в части развития образовательного туризма. 


IMG_4029
IMG_4007
IMG_4006
IMG_4005
IMG_3988

При написании статьи были использованы материалы сайта Министерства образования и БЕЛТА:
(https://edu.gov.by/news/sistema-adukatsyi-adkryta-dlya-dyyalogu-i-daskanalennya/
https://www.belta.by/society/view/petrishenko-natselivaet-vuzy-na-konkurentsiju-za-poluchenie-bjudzhetnyh-sredstv-335592-2019/
https://www.belta.by/society/view/petrishenko-vuzam-neobhodimo-rasshirjat-obuchenie-na-inostrannyh-jazykah-335588-2019/)

Текст: Андрей Доброхотов
Фото: Оля Хома

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о