Узнать, увидеть и впервые сделать в БГТУ «свою» бумагу

Найти дело, которым захочется заниматься в течение всей жизни, — задача довольно сложная. Особенно для абитуриентов, ведь они ближе всех подходят к стартовой черте, с которой начинается усердная работа над собой, над своими навыками и умениями. Во многом выбор зависит от кругозора поступающего. Чем больше знает человек, тем легче понять, какая сфера деятельности ему нравится. И здесь высшие учебные заведения посредством профориентационной работы могут раскрыть, донести и продемонстрировать технологии, которые в будущем, вероятно, станут делом чьей-то жизни. Специалисты БГТУ проводят множество встреч с абитуриентами из разных городов и областей, а в этот раз они встретились с учащимися средней школы № 101 г. Минска. Школьники активно интересовались факультетами и специальностями, среди которых ребята выделили для себя специальность «Химическая технология переработки древесины» (ХТПД).БГТУ является единственным высшим учебным заведением в Республике Беларусь, где осуществляется подготовка инженеров-химиков-технологов для целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Произведенная высококачественная продукция (бумага, картон, древесные плиты и др.) реализуется на внутреннем рынке и экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому специальность ХТПД является востребованной и перспективной. Уровень образования в БГТУ по специальности ХТПД соответствует европейскому уровню. Результаты взаимодействия БГТУ со средней школой № 101 в 2018–2020 учебных годах.
Заключен договор о сотрудничестве и утвержден план взаимодействия на долгосрочный период с привлечением от БГТУ кафедры химической переработки древесины, кафедры органической химии и кафедры физической, коллоидной и аналитической химии. Безусловно, одни лишь сотрудники университетов не смогут раскрыть ту или иную специальность в рамках нескольких встреч настолько полно, насколько это возможно, ведь азы будущие первокурсники впитывают еще за школьной партой. Даже рассматривая разноцветные колбочки и решая уравнения под руководством грамотного педагога можно достичь многого. Чтобы у ребят было больше возможностей заниматься химией, в школе № 101 учитель химии Труханенко Жанна Владимировна организовала факультатив, в рамках которого школьники расширяют свои теоретические знания и приобретают практические навыки. Дополнительные занятия про-ходят при непосредственном участии профессора БГТУ кафедры ХПД Черной Натальи Викторовны. Основное направление школьных научных работ – получение бумаги и картона по ресурсосберегающим и импортозамещающим технологиям. Высокий уровень выполненных и представленных школьниками научных работ постоянно отмечается наградами на конкурсах и конференциях различного уровня. 2018–2019 учебный год:

  • диплом II степени на районном конкурсе исследовательских работ по учебному предмету «Химия» (учащаяся 10 «А» класса Вербовская Анастасия Александровна);
  • диплом II степени за лучший секционный доклад на научно-практическом инновационном форме, организованном и проведенном ООО «Минский городской технопарк» (учащаяся 10 «А» класса Вербовская Анастасия Александровна);
  • диплом II степени руководителю Труханенко Ж.В. за лучший секционный доклад на научно-практическом инновационном форме ООО «Минский городской технопарк»;
  • диплом I степени на районном конкурсе исследовательских работ по учебному предмету «Химия» (учащаяся 11 «А» класса Вербовская Анастасия Александровна);

2019–2020 учебный год:

  • сертификат участника конкурса исследовательских работ в рамках городской конференции учащихся, проведенной 20–25 января 2020 г. (учащаяся 11 «А» класса Вербовская Анастасия Александровна);
  • диплом I степени победителя районного этапа республиканского кон-курса «100 идей для Беларуси» 2019 (учащаяся 11 «А» класса Вербовская Анастасия Александровна).

8 января 2020 года девять учеников средней школы № 101 г. Минска вместе со своим учителем химии и руководителем факультатива Жанной Владимировной Труханенко посетили кафедру химической переработки древесины, чтобы узнать, увидеть и впервые сделать в БГТУ «свою» бумагу. Каждый школьник принял непосредственное участие во всех стадиях технологического процесса изготовления образцов бумаги.

  • сначала на дезинтеграторе марки БМ-3 (объем 2 л), моделирующем работу производственного гидроразбивателя (объем 5 м3), приготовили два вида суспензий — из первичного (целлюлозы) и вторичного (макулатуры) волокнистых полуфабрикатов;
  • затем в отобранные пробы суспензий (целлюлозные и макулатурные) были введены растворы красителей; при этом каждый школьник выбрал раствор красителя с понравившимся ему цветом;
  • на завершающей стадии изготовления образцов цветной бумаги использовали листоотливной аппарат «Rapid-Ketten» (длина…1,5 м, ширина 0,8 м, высота…1,0 м), моделирующий работу настоящей бумагоделательной машины (длина…100–150 м, ширина 2,5–4,2 м, высота…5–8 м) и обеспечивающий последовательное осуществление по существующим производственным режимам достаточно сложных процессов формования структуры бумажного полотна, его прессования и высушивания.

Забирая «свои» образцы цветной бумаги, впервые полученные в БГТУ на кафедре химической переработки древесины, и возвращаясь в любимую школу, будущие абитуриенты говорили: «Понравилось! Еще придем!» Дорогие абитуриенты, БГТУ ждет Вас!