Интерактивный семинар «Трансформация традиционных семейных ценностей: миф или реальность?»

10 марта в БГТУ прошёл интерактивный семинар «Трансформация традиционных семейных ценностей: миф или реальность?» Автор и ведущая семинара Анжелика Амброжьевна Трацевская, педагог-психолог высшей квалификационной категории отдела воспитательной работы с молодежью, подняла острую тему подготовки молодёжи не только к семейной жизни, но и к осознанному родительству.

На семинаре были рассмотрены актуальные вопросы семейного образования и воспитания в современных условиях развития общества. Была подчёркнута особая миссия воспитательного процесса в УВО, влияние личности самого педагога на повышение престижа счастливой гармоничной молодой семьи в обществе, популяризацию семейных ценностей, формирование традиционных семейных ценностей в студенческой среде.

«Дети растут в быстро меняющемся мире. Этот мир не всегда понятен самим взрослым».
Выступление педагога-психолога было основано на результатах исследования, которое она провела среди студентов БГТУ в феврале.

В исследовании приняли участие 414 студентов первых и третьих курсов факультетов ТОВ и ИЭ. Из них 111 юношей и 303 девушки.
«Реальные взаимоотношения в семейной сфере определяются мировоззрением человека и, в частности, его представлениями о семье, поэтому исследование затронуло ценностные ориентации студенческой молодёжи, особенности представлений о семье, о будущих семейных ролях, мотивах вступления в брак, планах создания семьи». В исследовании ярко прослеживается тенденция моногамного брака. Большой ценностью для наших студентов является партнёрство в браке, верность и надёжность, схожие представления о жизни, общие ценности и убеждения. Студенты верят в любовь, планируют создать счастливую семью в отдалённой перспективе на общности взглядов и интересов, ожидая друг от друга надёжности и верности. Наиболее важной для них ценностью является счастливая семейная жизнь, здоровье и материальное благополучие.  Выводы, сформулированные на основе полученных данных, смогут быть использованы всеми участниками образовательного процесса как приоритет в воспитательной работе.

Во время семинара преподаватели смогли сами поучаствовать в исследовании социальных представлений о семье и пройти упражнение «Свободные ассоциации». Наиболее частотными со словом семья оказались следующие ассоциации: взаимоподдержка, взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, эмоциональные связи в семье.  

Во второй интерактивной части «Семейные татуировки» участники семинара смогли проанализировать свои семейные родовые посылы, родительские установки. Вот некоторые из них: «Действуй», «Твори добро», «Учись», «Хочешь сделать хорошо – сделай это сам» (ТОВ), «Работа и труд – всё перетрут», «Из всех ситуаций нужно выходить с гордо поднятой головой» (ПиМ), «Решай сама», «Не важно, какая у тебя работа, важно, чтобы ты был хорошим Человеком», «Будь настоящим Человеком», «Будь доброй», «Прежде чем сказать, подумай», «Если что-то сделал не так – не жалей», «Ничего нет хуже смерти», «Каждый человек имеет право на своё мнение», «Мама будет любить детей всегда», «Отвечай за свои поступки» (ИЭФ), «Оставайся всегда Человеком», «Дорогу осилит идущий», «Ты всегда добьёшься того, чего хочешь», «Ты должна быть независима» (ЛИД), «Будь честным с собой», «Следуй мечте», «Помогай другим», «Принимай решения самостоятельно», «Не будь равнодушен» (ФИТ), «Не руби с плеча», «Успевай всё делать вовремя», «Делай красиво, правильно» (Студгородок). 

Трацевская А.А. выразила надежду, что «этот семинар внесет свой вклад в формирование позитивного образа семьи будущего, а итогом процесса воспитательной работы университета в направлении семейного воспитания станет книга, в которую соберем не только родовые посылы наших преподавателей, но попросим дополнить её семейными татуировками и наших студентов».