В одной из самых «лесных» стран Европы, где 52% деревьев не вырубаются, а составляют «легкие» европейской экосистемы возможно появится еще одно национальное достояние.
На звание и статус национального достояния в ближайшие дни в Национальной академии наук будет претендовать ксилотека БГТУ. Собрание ценных пород образцов деревьев, насчитывающее 4,4 тыс. экспонатов, является крупнейшим в стране, нет такого и в России. Как сообщил корреспонденту руководитель музея и организатор современной ксилотеки, доцент кафедры лесозащиты и древесиноведения БГТУ, к. биол. наук Вячеслав Звягинцев, возраст некоторых пород 11000 лет.
Это уже не просто коллекция, которая, по словам ученого, начала собираться в начале 30-х годов специалистами в области лесохозяйственной деятельности, а систематизированное собрание эталонных образцов древесины местных и экзотических древесных растений, которая помогает идентифицировать любой образец дерева будь то археологические раскопки или иная экспертиза в нуждах государства или исследования аспирантов, докторантов кафедр БГТУ.
Вот недавно, рассказал Вячеслав Звягинцев, потребовалось идентифицировать нижний венец раскопок древнего замчища в Витебске, ранее и Минск запрашивал аналогичные исследования. Основы замков как не странно строили из дуба. Именно в ксилотека БГТУ располагает крупнейшей в мире коллекцией мореного дуба всех видов и возрастов.
Ксилотека и сама центр притяжения инициатив, считает ученый. Сюда не только несут все новые образцы далекие от науки люди, но здесь очень любят бывать и студенты, и иностранные делегации.
Недавно Вячеслав Звягинцев получил свой самый ценный, по его словам, образец эбенового дерева – статуэтку африканского слоника – сувенир. Справка (эбен – это чёрная древесина некоторых тропических деревьев рода Хурма, произрастающих во влажных тропических лесах Западной, Центральной и Восточной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии). Дело в том, что эбеновое дерево входит в каталог особо ценных пород деревьев, которые находятся под охраной. Его подлинность можно было опознать по имеющейся клавише немецкого фортепиано 18 века, сделанного из черного дерева. Такие инструменты, где белые клавиши изготавливались из слоновой кости, а черные из эбена, были ранее широко распространены.
Есть в музее образцы редчайшего палисандра, кинвуда, тяжелой древесины из заповедных уголков Бразилии, мерабу, махагона. Все они занесены в международную Красную книгу древесины СИТЕС.
Многих из этих редчайших экземпляров в ксилотеке не было бы, если бы не научный обмен со специалистами из разных стран. Этому не мешают никакие санкции, хотя проблем добавилось, особенно с логистикой. Посылки идут долго и окольными путями. Но ученые всегда остаются учеными, убежден Звягинцев.
Конечно надо упомянуть и о первом, кто заложил десятки и сотни образцов коллекции. Это был коренной гомельчанин, выпускник Ленинградской лесотехнической академии, Андрей Петруша, энтузиаст своего дела. Он позже стал первым аспирантом Лесного института в Гомеле (прародитель БГТУ). И он же, в ту пору доцент и декан, руководил эвакуацией вуза в Свердловск, когда на Гомель стремительно наступали фашисты.
Востребованность музея будет только расти и не вызывает никаких сомнений. Совсем недавно некоторые образцы побывали на ВДНХ в Москве, на базе ксилотеки БГТУ планируется провести обучение специалистов Комитета судебных экспертиз. Есть и другие заказы на обучение. Так что ксилотека послужит еще многим поколениям белорусов.
Лариса Каштанова